Сдувая архивную пыль... (litl_bro) wrote,
Сдувая архивную пыль...
litl_bro

  • Mood:

Сколько часов до Плоешти?

... или
моточасы для блондинок чайников


Ответу на вынесенный в топик вопрос посвящена соответствующая глава книги "Последняя республика". Сочинения Известного английского публициста(ТМ) вообще весьма богаты историческими открытиями, не стала исключением и обсуждаемая глава.
Практически в самом начале главы Виктор Суворов делает первое открытие : "В разных армиях активная жизнь танка и межремонтные сроки исчисляются в разных единицах измерения: одни межремонтный пробег измеряют в километрах, другие — в милях, а в Красной Армии — в часах". Уж не знаю, может быть, конечно, Ленинградский Кировский завод в 1941-м году делал танки не для Красной Армии, а для какой-то вовсе даже другой, но в феврале 1941-го года в "Сводке о ходе выполнения изменений по машине КВ согласно протокола рассмотрения чертежей на 1941 г." (ЦАМО РФ, ф.38 (Главное Автобронетанковое Управление), оп.11355 (Танковое управление), д.15 (Отчеты, доклады, донесения и сводки военпредов ГАБТУ КА о работе заводов по производству танков КВ), лл.47-49) в раздел "Характер изменений по требованию БТУ КА" вписано: "С 1.3.41 г. ввести бортфрикцион, обеспечивающий 6000 км пробега... по ходовой части и гусеницам С 1.3.41 г. обеспечить гарантию на 3000 км пробега..." и т.д. То есть пробег танкостроители меряют таки в километрах, а не в часах, а в часах измеряют моторесурс двигателя. Танкостроители - это все-таки не танкисты, скажете Вы? Хорошо, обратимся к танкистам: штаб 3-й гвардейской танковой армии отчитывается о Висло-Одерской операции и пишет в отчете, что "3-я гвардейская танковая армия к началу Силезской операции имела танки и самоходную артиллерию новые; каждый танк и самоходка были в эксплуатации всего лишь по 45-50 часов. К концу Силезской операции танки и самоходки отработали в среднем от 130 до 160 моточасов и прошли от 900 до 1100 км каждая машина" (ЦАМО РФ, ф.315 (3-я гвардейская танковая армия), оп.4440 (Оперативный отдел штаба армии), д.647 (Доклад командующего армией о боевых действиях армии в Силезской операции с 12 по 31 января 1945 г.), л. 109). Опять котлеты отдельно, мухи отдельно моторесурс одной циферкой, километраж - другой.

Однако измерение межремонтного пробега в часах - это только затравочка, аперитив перед основным блюдом. Далее следует собственно методика: "... каждый новенький "Чифтен", выходя с завода, имел ресурс 3000 (три тысячи) миль... А теперь мили (или, если угодно, километры) переведем в часы. Средняя скорость "Чифтена" — 25 миль/час (максимальная — 30). Разделим ресурс 3000 миль на среднюю скорость и получим ресурс в часах — 120 часов". Глубина этого открытия заставляет усомниться в том, что Виктор Суворов в бытность свою офицером Советской Армии Владимиром Резуном командовал танком и даже целой ротой оных громыхающих созданий, как написал о себе в книге "Аквариум". Дело в том, что моторесурс расходуется при работе двигателя вне всякой связи с тем, двигается в этот момент танк или стоит: пока работает двигатель - расходуется моторесурс. "Грубость" и "невыразительность" измерения моторесурса просто "в часах" осознавалась еще до войны, проводились эксперименты с раздельным учетом времени работы двигателя под нагрузкой и вхолостую, однако далее экспериментов дело не пошло. Соответственно, предложенная Виктором Суворовым методика пересчета моточасов в километры пробега неявно предполагает, что в ту же самую секунду, когда запущен двигатель, танк начинает движение со своей "средней" скоростью, а в момент остановки, соответственно, глушит двигатель.

Но, может быть, именно так и обстояли дела? Ну давайте посмотрим. Временный Полевой Устав 1936 г. (ПУ-36) в статье 320 предписывает "Скорость движения... моторизованных частей - 15-25 км в час, механизированных соединений - 12-20 км в час" (здесь следует отметить, что никаких исключений в сторону увеличения скорости для как нельзя более существовавших на 1936-й год танков БТ не делается). Вот и проверим методику Виктора Суворова - возьмем пройденный танками километраж, разделим его на моточасы и посмотрим, уложимся ли в предписанные уставом значения скорости. Вот, например, акт о проверке технического состояния танка КВ. Машина отработала с начала эксплоатации 1425 часов, 141.7 км (ЦАМО РФ, ф.38 (Главное Автобронетанковое Управление), оп.11355 (Танковое управление), д.15 (Отчеты, доклады, донесения и сводки военпредов ГАБТУ КА о работе заводов по производству танков КВ), л.203). Как-то даже 10 км/ч не вытанцовывается. Но, может быть, это такой отдельно взятый убогий КВ? Опять же нет. Вот фрагмент "Отчета о проделанной работе в командировке в Прибалтийский особый военный округ 2-ю танковую дивизию 3 полк представителями Кировского завода" (Лист 1, лист 2, лист 3 (ЦАМО РФ, ф.38 (Главное Автобронетанковое Управление), оп.11355 (Танковое управление), д.15 (Отчеты, доклады, донесения и сводки военпредов ГАБТУ КА о работе заводов по производству танков КВ), лл.130-131)): и тут в среднем до 10 км/ч КВ не дотягивают (хотя, объективности ради, следует отметить, что некоторые "чугунные скороходы", вроде танков 3675 или 3629, за 10 км/ч эксплуатационной скорости все же переваливают). Может быть, это такая воинская часть убогая, с криворукими мехводами? Обратно же нет, вот акт рекламации из ЗОВО (ЦАМО РФ, ф.38 (Главное Автобронетанковое Управление), оп.11355 (Танковое управление), д.15 (Отчеты, доклады, донесения и сводки военпредов ГАБТУ КА о работе заводов по производству танков КВ), л.6): машина отработала 1925 часов и прошла 146 км, а во время учений в марте 1941 г. в 7-й танковой дивизии 6-го мехкорпуса 12 танков КВ преодолели 169-километровый маршрут, "... из них шоссе щебеночное 18 км, грунтовые дороги хорошего качества 80 км, проселочные дороги 40 км, пересеченная местность 31 км" с расходом 20 - 32 моточасов ((ЦАМО РФ, ф.38 (Главное Автобронетанковое Управление), оп.11355 (Танковое управление), д.15 (Отчеты, доклады, донесения и сводки военпредов ГАБТУ КА о работе заводов по производству танков КВ), лл.188, 193)). Опять даже 10 км/ч не вытанцовывается. Тогда, может быть, все дело в танках КВ, которые быстро бегать не приспособлены? Хорошо, давайте на самый конец 1944-го года посмотрим, танки Т-34 в производстве уж пятый год, конструкция отработана, подготовка мехводов отлажена... но "Сведения о расходе и запасе моторесурсов боевых машин 9 танкового Бобруйского Краснознаменного корпуса по состоянию на 1 января 1945 г." (Лист 1 лист 2 лист 3 лист 4 лист 5 ((ЦАМО РФ, ф. 233 (1-й Белорусский фронт), оп. 2309 (Управление командующего бронетанковыми и механизированными войсками), д. 165 (Отчеты отдела эксплоатации, инспекторских групп НКТП и НКСМ, ремонтно-эксплоатационного отдела Управления бронетанкового снабжения, ремонта и эвакуации 2-й гвардейской танковой армии о проделанной работе за декабрь 1944 - январь 1945 г., отчеты, сведения и донесения Отдела эксплоатации фронта, штабов бронетанковых и механизированных войск армий, бронетанковых частей и соединений о безвозвратных потерях и боевых повреждениях матчасти, авариях, катастрофах и поломках машин, эксплоатации и использовании боевой техники и техническом обеспечении боевых операций с ведомостями запаса и расхода моторесурсов; акты технического состояния боевых машин), лл.77-81)) дают ту же самую уже ставшую знакомой и привычной картину - эксплуатационная скорость танков и САУ по-прежнему не дотягивает даже до 10 км/ч, не говоря уж о предписанных уставом 12-20 км/ч.

Тем временем Виктор Суворов продолжает живописать "войну, которой не было"(ТМ): "Если идти со скоростью 25 км/час, то нам потребуется 7-8 часов. Одна ночь. Однако у нас не простые танки, а быстроходные, специально для такого дела созданные. Местность впереди ровная, грунт твердый, дороги хорошие. Танки БТ тут вполне могут идти со скоростью 40-50 км/час, а сбросив гусеницы — 70-80 км/час. До Плоешти — ТРИ часа чистого ходового времени." Житель современного мегаполиса привык к визгу покрышек по асфальту при старте крутых тачил со светофора, и его трудно удивить несколькими десятками километров в час, но... 50 км/ч - это примерно 15 метров в секунду, а 70-80 км/ч - 20 метров в секунду и больше. На многотонной махине. И все это ночью, как предлагает гений нашей истории и русской сознательной мысли(ТМ). По неосвещенным дорогам - как-то неважно было в 1941-м году в Румынии с освещением дорог вне пределов населенных пунктов. Почему-то на фоне таких открытий не очень верится в то, что офицер Советской Армии Владимир Резун "... много видел рекордов в танковых войсках, знает цену тем рекордам, повидал и руки поломанные, и зубы выбитые...", да и вообще имел хоть какое-то отношение к танковым войскам.

Ну и еще из разряда "мелких брызг": в Румынии, как написал в "Последней республике" Виктор Суворов, "... грунт твердый, дороги хорошие". А вот в Польше, как написал все тот же Виктор Суворов в книге "Самоубийство", как выясняется, дороги плохие: "... колонны 8-го авиационного корпуса — две тысячи автомашин, в том числе — тяжелые грузовики с телеграфными столбами... попали на плохой участок дороги и застряли. Дороги — сплошной песок. Обойти нельзя — кругом лес. Сидят в песке по самые оси машины с телеграфными столбами, а все, кто позади, включая танковую дивизию, загорают на солнышке. И весь блицкриг застопорило. Прямо 22 июня.
Говорят, песок виноват. Тут не возразишь. Но, черт побери, действие происходит на территории, которая совсем недавно была единым государством — независимой Польшей. Условия по обе стороны границы одинаковые. Что по ту сторону границы, что по эту — тот же лес, та же дорога и тот же песок"
. Но советское командование, как Вы понимаете, легких путей не ищет и через этот самый песок по этим самым плохим дорогам собирается быстро-быстро доскакать до вожделенных немецких автострад, где "созданные специально для действий на автострадах"(ТМ) танки БТ скинут гусеницы и превратятся в королей скорости... Правда, маленькая такая загвоздочка возникает - в книге "Ледокол" Суворов пишет: "... танки БТ были совершенно беспомощны на плохих дорогах советской территории. Когда Гитлер начал "Операцию "Барбаросса", практически все танки БТ были брошены". Однако, как мы только что выяснили, "... условия по обе стороны границы одинаковые. Что по ту сторону границы, что по эту — тот же лес, та же дорога и тот же песок". Почему на советском песке танки БТ быстро оказались брошены, а по польскому стремительно понесутся вглубь территории Германии - эту тайну гениальнейшее открытие во всей российской истории(ТМ), по всей видимости, унесет с собой в могилу...

Возвращаясь к теме, вынесенной в топик: так сколько же часов до Плоешти? Жаль разочаровывать Известного английского публициста(ТМ), но по самым оптимистическим подсчетам - моточасов эдак двадцать. А то и все тридцать. Танки с ресурсом "от 0 до 50 моточасов" действительно имеют шансы не доехать...
Tags: Суворов, документы
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments