Сдувая архивную пыль... (litl_bro) wrote,
Сдувая архивную пыль...
litl_bro

  • Mood:

Три всесильных буквы "К", "А", "Н"...

... или
Зачем коммунистам оружие США и Англии десятки тысяч танков?


Обещания нужно выполнять. 30 июня я обещал Рустаму Гайфулину прокомментировать статью Дмитрия Хмельницкого "Танки за хлеб. Американские корни советской военной промышленности".

На сегодняшний день мне известно о двух вариантах этой статьи - сокращенном, опубликованном в газете "Европа-Экспресс" в 2004-м году, и расширенном, вошедшем в сборник "Правда Виктора Суворова". От сокращенного "газетного" варианта расширенный "книжный" отличается, во-первых, наличием ссылочного аппарата, во-вторых, обширной преамбулой, в которой автор без особого успеха пытается доказать "вынужденность" и "превентивность" поворота Германии на восток. В остальном статьи текстуально тождественны, общую идею их можно выразить словами "Фирма Кана спроектировала между 1929 и 1932 гг. 521 (по другим данным – 571) объект... Впечатляющий список объектов пожат с невосполнимыми потерями По списку объектов хорошо видно, что Кан спроектировал (и оснастил оборудованием) едва ли не всю советскую военную промышленность".

Ошибки и натяжки обсуждаемой статьи многократно комментировались (в качестве примеров могу предложить обсуждения на ВИФ-2NE и в сообществе su_industria), а я со своей стороны намерен оплевать йадомЪ прокомментировать несколько моментов статьи Дмитрия Хмельницкого, а именно выпуск танков на тракторных заводах, спроектированных фирмой Кана.

Во-первых, обратимся к датированному 21-м июня 1940 г. письму военпреда ГАБТУ на Сталинградском тракторном заводе военинженера 2-го ранга Левина "По вопросу состояния подготовки средств производства по Т-34": "Сдаточный цех (корпус) был готов в 1939 г. с подкрановыми путями, оборудованными для выпуска машин Т-26. С изменением объекта производства требуется произвести следующие первоочередные работы: укладка кирпичной стены, закончить переоборудование подкрановых путей и самотаски, установить конвейер и минимум 3-4 30-ти тонных крана. Срок окончания первой очереди работ по строительству намечен к 20 августа 40 г. В настоящее время приступлено к строительным работам по сдаточному цеху (ломка старых фундаментов под конвейер, укладка нового фундамента) но работа проходит медленно..." (ЦАМО РФ, ф.38 (Главное автобронетанковое управление), оп.11355 (Танковое управление), д.30 (Донесения, сведения и сводки СТЗ по выпуску танков), л.19). Как видим из письма, сборочный танковый цех был готов в 1939 г. М-да, долго же реализовывали гениальный проект Альберта Кана коварные большевики, затеявшие, по версии Хмельницкого, всю волынку именно ради выпуска танков... впрочем, если вспомнить, что заказ на проект СТЗ был выдан Кану в апреле 1929 г., в то время как танк "Виккерс - 6 тонн", ставший в Советском Союзе Т-26, был куплен в 1930-м году с доставкой первого экземпляра в октябре 1930 г., а на вооружение РККА был принят лишь 13-го февраля 1931 г., то проект Кана оказывается не просто гениальным, но гениальным в квадрате - Кан ухитрился спроектировать завод под танк, о необходимости развертывания производства которого в момент выдачи заказа не ведал даже заказчик!

Но, спросит читатель, может быть, большевики собирали на СТЗ танки без сборочного цеха? Они ж, большевики-то, злокозненны и коварны, это всякий знает! Увы, но и тут концы с концами не склеиваются: на прошедшем 18 - 20 ноября 1940 г. совещании военпредов ГАБТУ все тот же товарищ Левин информирует собравшихся о сложностях, возникших у СТЗ при организации выпуска танков, и разъясняет природу этих сложностей: "До этого мощный и передовой завод СТЗ ничего нам не давал. Правда до 1939 г. завод только готовился к выполнению танковой программы в военное время" (ЦАМО РФ, ф.38 (Главное автобронетанковое управление), оп.11355 (Танковое управление), д.225 (Доклады, справки, объяснительные записки ГАБТУ КА о выполнении планов поставок заводами танков и запасных частей к ним), лл.24, 25). Подумать только, какая коварная азиатская хитрость кровожадных большевиков - заказать Кану танковый завод, а танков на нем не делать, ограничившись "подготовкой к выполнению танковой программы в военное время"!

Однако все вышеизложенное - лишь вступление, основное блюдо отложено на потом. Я намерен воспользоваться добрым советом коллеги fat-yankey "... завязывать писать тексты и переходить на картинки" и взглянуть на тракторо- и танкостроение с "графической" точки зрения.

Изданный в 1934-м году 23-й том "Технической энциклопедии" повествует в статье "Трактор": "Производство Т. в СССР положено в 1918 г. одновременно двумя заводами: ленинградским з-дом «Большевик» — серийное и опытное производство гусеничных Т. «Большевик» и ГХПЗ (Государственным харьковским паровозостроительным заводом) — серийное производство нескольких гусеничных типов Т. «Коммунар», различающихся главным образом по мощности и скорости, и опытное, с 1930 г., производство Т. «Коминтерн». «Коломенец», «Запорожец», «Карлик», все с нефтяными двигателями, колесного типа, были выпущены разными заводами в небольших количествах, и производство их прекращено. С 1923 г. Путиловский з-д начал серийное, а затем перешел на массовое производство Т. «ФП», колесного типа мощностью 10/20 ЕР. В 1932 г. производство их прекращено. В 1930 г. пущен первый тракторный гигант — сталинградский завод им. Дзержинского — на массовое производство 50000 шт. в год Т. «СТЗ», колесного типа, мощностью 15/30 IP (15 IP на тяговом крюке и 30 IP на приводном шкиве). В 1932 г. второй гигант — харьковский тракторный з-д им. Орджоникидзе — приступил к массовому производству, 50000 шт. в год, Т. «ХТЗ», аналогичного «СТЗ» типа. Оба завода ведут опытное производство по повышению качества и улучшению типа производимых ими Т. В
1933 г. вступил в строй сверхгигант — челябинский тракторный з-д — с массовым производством гусеничных Т. «ЧТЗ» мощностью 43/60 IP, в количестве 40000 шт. в год. Т. о. в течение ближайших лет тракторный парк Союза достигнет необходимой ему пифры 600000 Т., общей мощностью 17 000 000 IP на крюке"
.

Производство тракторов было для Советского Союза делом новым, неосвоенным и малознакомым, поэтому в 1931 году Государственное научно-техническое издательство выпустило тиражом 20000 экз. богато иллюстрированную переводную книгу Виктора Пажэ "Современный трактор. Устройство, применение, эксплуатация, ремонт" (Viktor Pagé "The modern gas tractor"). Иллюстративный материал к книге позволяет "взглянуть воочию" на упомянутые в тексте статьи энциклопедии трактора: вот, например, трактор "Фордзон-Путиловец". А вот и вот упоминавшиеся в тексте трактора СТЗ, колесного типа, мощностью 15/30 IP (15 IP на тяговом крюке и 30 IP на приводном шкиве). Как-то не очень смахивают на танки колесные трактора весом менее 3 тонн, не так ли? Но это так, мысль в сторону, а мы тем временем продолжим нашу виртуальную экскурсию: вот трактор "Коммунар". А вот и гусеничный трактор ЧТЗ мощностью 43/60 IP.

Ой, погодите-ка... что это там под фотографией-то написано? Ну да, "трактор "Кэтерпиллер", модель 60". А что там такое интересное писал про Челябинский тракторный завод побывавший там в 1931 г. американский журналист Г.Р.Кникербокер - интересное настолько, что Дмитрий Хмельницкий счел необходимым воспроизвести его мнение в своей статье?.. Ну да, вот: "... строящаяся сейчас тракторная фабрика в Челябинске может почти моментально быть переориентирована на военные цели для отражения ожидаемого нападения капиталистического мира. Планируемый выпуск 50000 штук десятитонных 60-сильных гусеничных тракторов в год очень сильно напоминающих танки, означает, что речь идет о производстве одного из типов танков". Ай-яй-яй, господин Хмельницкий! Ай-яй-яй, господин Кникербокер! Как же так? Выходит, что искусно притворявшиеся изоляционистами США скрытно создавали у себя, под видом мирных тракторных заводов "Катерпиллер", промышленные мощности для постройки десятков тысяч танков?! А против кого это, позвольте осведомиться? Это где ж у Америки такой страшный сухопутный противник?

Оставлю читателя переваривать эту внезапно обрушившуюся на него сенсацию и скажу пару слов о цитированном Хмельницким высказывании Тухачевского: "Танки, идущие обычно во 2-м и 3-м эшелонах, могут быть несколько меньшей быстроходности и большего габарита... А это значит, что такой танк может являться бронированным трактором...". Во-первых, взглянем еще раз на трактор, производившийся танковым тракторным Сталинградским заводом... куда уж его броней-то обвешивать? Куда быстроходность сокращать? Он и так со скоростями от 4 до 6 км/ч перемещается. Так откуда же взял свою мысль товарищ Тухачевский? Неужто сам придумал?

Нет, ничего товарищ Тухачевский не придумывал. Товарищ Тухачевский знакомился с новейшими веяниями в области танкового и автотракторного дела на Западе и знал о современном на тот момент течении проектировать танк и трактор на едином шасси - что максимально упрощало перестройку производства. И такие трактора были созданы. Только не в СССР, а в Англии. Извольте ознакомиться: "Английский трактор "Виккерс-Армстронг"... Это самый быстроходный из гусеничных тракторов". Скажите, вам этот "самый быстроходный из гусеничных тракторов" ничего не напоминает? А вот так? Теперь напоминает? Вот и славно. А можно вот такой "трактор-грузовик "Гарден Ллойд"" вспомнить. А он вам ничего не напоминает? А вот так? Ух ты!.. и тут что-то слышалось родное в дивных песнях ямщика...

Ай-яй-яй, господин Хмельницкий! Что же это получается? Это супротив кого же к 1931-му году - моменту публикации книги "Современный трактор" - английские империалисты развернули скрытно, под видом мирной тракторной промышленности, мощнейшее танковое производство? Где ж нашли кровожадные английские империалисты полигон для использования десятков тысяч "бронированных тракторов" "Виккерс" и "Карден-Ллойд"? Индусов по джунглям тучными стадами танков гонять, без этого никак? В СССР, позволю себе напомнить, к 1931-му году грозную танковую армаду в примерно 500 (пятьсот) МС-1, он же Т-18, построили - против французских двух тысяч "Рено-ФТ" в армии мирного времени да двухсот английских Mk.V и "Уиппетов", не считая танков Первой Мировой в мобзапасе. Потому повторяю вопрос - так

зачем коммунистам оружие США и Англии десятки тысяч танков? :-)

Tags: документы, картинки амбивалентны
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments